26.05.2011

торговать наукой так же легко, как и горячими пирожками

Ниже копия моего комментария отсюда, переделанная в пост. Чтобы, по примеру as-merlin, мне не повторять мои мысли снова и снова, а просто давать сюда ссылку.


Науку невозможно продать профанам (не понимайте это слово в унизительном смысле, просто надо же как-то называть). Это объективная реальность, не зависящая от нас, от наших мнений о ней. Да, я знаю, что идея продажи науки витает в воздухе. Её поддержат народные массы. :) «Если налогоплательщик оплачивает науку, он должен знать, что на что тратятся его денежки».

Почему нельзя продать. Продавец должен показывать лучшие стороны товара. Главное преимущество науки в том, что она истинна, в отличие от лженаук. Однако профан не отличит научную статью от лженаучной — такие же незнакомые термины, факты, которые читатель не может проверить, наукоподобный стиль. Если лжеучёные образуют целые академии лженаук, то неужели им будет трудно сымитировать популяризаторский журнал, который для профана ничем не будет отличаться от настоящего? Таким образом, профан не увидит главного преимущества науки.

Я считаю, что нужен другой способ торговли, другой способ финансирования. Я предлагаю продавать науку тем, кто хоть немного разбирается и может проверить. Пусть учёный продаёт науку инженеру или врачу, а не профану. Не надо грузить профана о дисбактериозе, грузите врача, а врач уже объяснит профану на понятном языке, что беспокоиться не о чём. Пусть врач рекомендует профану, какие научные организации надо поддержать. Тогда научно-популярные журналы не нужны.

Теоретически это выглядит так: если оценить уровень знаний в некоторой области от 0 до 1, то человек с уровнем знаний [0,9;1) будет продавать науку человеку с уровнем знаний [0,8;0,9), который будет продавать человеку с уровнем знаний [0,7;0,8) и так далее. Потому что продажа от человека с уровнем знаний 1 человеку с уровнем знаний 0 невозможна.

Комментариев нет :

Отправить комментарий