01.06.2011

собеседование vs. тестирование

Меня достала эта тема. Достала тем же, чем достают все жареные темы, а именно, что из 100 говорящих максимум один подумает, прежде чем говорить. Это не значит, что все ошибаются, а просто что все не думают, то есть повторяют одно и то же.

Как бы рассуждал я. Для начала забудет про все эти слова — «вуз», «приёмная комиссия», «взятка» — которые вызывают флеймерские ассоциации. Представим себе абстрактный рынок образовательных услуг, как учили нас на экономической теории. И собеседование, и тестирование нужны для того, чтобы отсеять «дубинноголовых» (нетолерантно, но что поделаешь). Есть аксиома «за ваши деньги любой каприз», то есть учитель будет учить кого угодно с деньгами.

Но, если учитель хочет получить репутацию добросовестного, он скажет дубинноголовому: «Ты, конечно, можешь учиться дальше, но ты ведь учишься не для удовольствия, а для знаний, и я, а я человек опытный, считаю, что знания в твою голову не войдут». И отбор дубинноголовых учеников выполняется с помощью собеседования или тестирования. Так как учитель здесь высказал своё личное мнение и сделка между учителем и учеником добровольна, то для отбора он может использовать любой удобный ему метод.

Теперь добавим в нашу модель государство. Есть аксиома «если государство даёт кому-то деньги, государство контролирует, правильно ли они расходуются». Если государство даёт деньги учебной организации, государство контролирует, что учебная организация не учит дубинноголовых. Вообще-то можно поспорить с необходимостью этого: если все имеют равные права на образование, то на всех надо тратить одинаковое количество государственных денег независимо от ожидаемого результата.

Народ контролирует высших чиновников через выборы, но не контролирует низших чиновников, которые сидят в приёмных комиссиях. Чтобы сделать контроль более надёжным, выбирают тестирование. Легче проверить, что чиновник правильно проводит тестирование, чем проверить, что чиновник правильно проводит собеседование.

Главный вывод. Если вы боретесь за собеседование, так как «тестирование проверяет механическую память, а не реальные знания», то в первую очередь боритесь за превращение государственных учебных организаций в негосударственные. Также продумайте, что делать со способными бедными людьми, следует ли помогать им получать образование и как.

Комментариев нет :

Отправить комментарий