03.11.2013

Чернышевский о контроле

Но от этих вещей нельзя отделаться никоим образом, если раз они вздумали прицепляться, а они вздумывают прицепляться всегда, ко всему: если бы я вздумал, например, положим, гулять по Невскому, кому-нибудь непременно вздумалось бы думать о том, зачем, дескать, он гуляет по Невскому? Что это значит? Но я не гуляю по Невскому, потому кому-нибудь, уж наверное, вздумалось: «Его никогда не видели гуляющим по Невскому — что это значит?» Вы не подумайте, что я шучу — нисколько; и не предположите, что я, может быть, ошибся в своём «наверное», — нет, это я только для смягчения выразился «наверное», а я это положительно знаю, у меня на это есть доказательства, и я по чистой правде вам говорю, что вот уж три года ни одного дня не проводил я без тяжёлых размышлений о том, как мне быть по вопросу о моём гулянии или негулянии по Невскому. Я б, пожалуй, и стал гулять, хоть этого вовсе мне не хочется, но по зрелом размышлении я убедился, что от этого дело выйдет ещё хуже: «раньше не гулял, теперь начал гулять, — что это значит?» Согласитесь, ведь это уж ещё гораздо более компрометировало бы меня. И если человек, который ведёт такую жизнь, что ни о чём вовсе нельзя задуматься, кроме того, что он не гуляет (или гуляет, это всё равно относительно удобства взятия за тему для размышлений и вывода предположений), если такой человек всё-таки вот уж несколько лет служит предметом размышления и предположений, то уж никак не избавиться от этой судьбы Кирсанову, у которого жена открыла на Невском магазин.

Отрывок из первоначальной редакции романа «Что делать?», не вошедший в текст журнала «Современник», по-видимому, по цензурным соображениям. Глава четвёртая, XVII.

Комментариев нет :

Отправить комментарий