06.05.2013

От чего портятся программы?

Перевод записи из другого блога.


В индустрии программного обеспечения выпуск новых версий является естественным процессом. Этот непрекращающийся марш к идеальному совершенству начался после появления первого персонального компьютера и продолжается по сей день. Мы готовы к тому, что программы будут становиться больше и сложнее, загружая на полную катушку железо, которое, в свою очередь, развивается по закону Мура. Быстрое развитие — это хорошо, именно из-за него разработка программ так увлекательна. Если вам не нравится сегодняшнее состояние дел, просто подождите пять лет — всё полностью поменяется.

Закон Летта: Все программы эволюционируют до тех пор, пока они не научатся отправлять письма по электронной почте.

Закон Завинского: Все программы расширяются до тех пор, пока не смогут читать электронную почту.

Закон Фаригота: Все программы расширяются до тех пор, пока они не научатся читать ленты новостей RSS.

Меня увлекает сама возможность апгрейдить моё ПО. Это всё равно, что наблюдать за гусеницей, которая сбрасывает кожу и превращается в прекрасную бабочку. Ну или хотя бы в порядочную моль.

Но эволюция некоторых программных пакетов идёт по какому-то явно ошибочному пути. Вместо того, чтобы со временем становиться лучше, они становятся хуже. Они становятся больше, сложнее, медленнее, неудобнее в использовании.

Они портятся.

Я знаю об этом не понаслышке, ведь я долгое время был пользователем такого графического редактора, как «Paint Shop Pro». Мне, как программисту, не нужен мощный дизайнерский инструмент, поэтому этот редактор показался мне идеальным выбором. Версию я обновляю довольно редко, но с каждым обновлением вместе с одной полезной для меня функцией я получаю десяток функций, которые мне абсолютно не нужны. Эти и другие функции загромождают интерфейс и иногда мешают тем функциям, которые я часто использую. Хотя я регулярно модернизирую свой компьютер, каждая новая версия этого «PSP» запускается всё дольше.

2.01994?0,4 Мб
3.1119951,8 Мб
4.1219972,4 Мб
5.019986,7 Мб
6.01999?
7.0200032 Мб
8.0200354 Мб
9.02004108 Мб
10.02005104 Мб
11.002006211 Мб
12.002007326 Мб

В конце концов я начал ждать новое обновление со смесью ужаса и отвращения. И это меня, как программиста, глубоко огорчило. Если наш идеал — делать программы лучше, то почему мы делаем их хуже? Что мы делаем не так?

Нет, я не против прогресса. Но я вижу, что некоторые программы идут вовсе не к прогрессу. В бесконечной погоне за новыми фичами они забыли о своих пользователях и о своих традиционных ценностях. Пытаясь стать всем, они утратили уникальность, с которой началось их восхождение. Я здесь прошёлся по «Paint Shop Pro», но это, конечно, не единственный пример. «PC World» составил перечень из 13 программ, которые были лучше до того, как их «усовершенствовали».

  • AIM
  • ICQ
  • Windows Live Messenger
  • Windows Media Player
  • iTunes
  • QuickTime
  • iMovie
  • Paint Shop Pro
  • ACDSee
  • Adobe Acrobat Reader
  • Eudora

Он также любезно дал ссылки на сайты oldversion.com, oldapps.com и old-versions.net, откуда вы можете загрузить старые версии программ.

Моя любимая версия Winamp — 2.95. Это после неё они начали нагружать программу разными ненужными функциями. Мне был просто нужен инструмент, который играет мои MP3. Мне не нужно, чтобы он записывал компакт-диски, загружал новую музыку из Интернета, готовил мне завтрак или массировал ступни.

Кроме того, в каждой категории программ появляются облегчённые конкуренты. Вместо «Adobe Acrobat Reader», занимающего 20 Мб, вы можете выбрать «Foxit PDF Reader», занимающий 2 Мб. Вместо мучительной установки новой версии «Paint Shop Pro», занимающей более 300 Мб и полной функций, которые я никогда не буду использовать, я могу установить «Paint.NET», который, к тому же, с открытыми исходниками.

Я с прискорбием осознал, что нет ни одной программы, которой я пользовался более 5 лет, и она не превратилась в изумительную кучу ненужного мусора. Так много программ, которые я любил, но, тем не менее, не использую: «Nero Burning ROM», «WinAmp», «ACDSee», «Microsoft Money», «WinZip» и многие другие.

Я думаю, что фичи нужны для маркетинга. Для многих компаний превращение пользователей в рабов апгрейда является их бизнес-моделью, таким образом они зарабатывают деньги. Но если эксплуатировать эту модель слишком долго, программа неизбежно распухает. Поэтому я задаюсь вопросом: «Неужели все программы обречены на это?» Может ли существовать такая программа, которая не вырастает до размеров бегемота и не обрастаем функциями, которые человек в здравом уме никогда бы туда не вставил, учитывая её изначальное назначение? Есть ли у вас такая (любимая) программа, и в чём её секрет?

Комментариев нет :

Отправить комментарий